Фоторепортаж Олега Тоцкого о спуске в забой 14-го ствола
24 лютого 2012, 22:56

В прошлом году были вновь возобновлены проходческие работы и длина подземных выработок увеличилась примерно на 100 м. В масштабах последних 10 лет - это много, в масштабах общего объема работ, который необходимо выполнить - все еще очень и очень мало.

Основные и практически единственные подземные работы в прошлом году велись только на 14-м стволе (на сегодня действующими считаются еще 11-й и 12-й; более подробное описание стволов с их расположением на карте города можно посмотреть здесь), поэтому туда нам и дорога.

Шахтный ствол №14 - одно из самых видных сооружений Днепропетровского метростроя: как и 12-й, он стоит непосредственно на просп. Карла Маркса и примечателен огромной рекламой "Nokia" над стволом. Ствол имеет глубину 48 м, через него должна быть построена ст. "Центральная", которая находится в 300 м от ствола в сторону вокзала. Также он примечателен тем, что здесь я умудрился потерять бленду, резиновый наконечник с одной из ножек штатива, а заодно и промочить обе ноги несмотря на высокие резиновые сапоги.

1. Площадка 14-го ствола. Прямо перед нами здание машзала, за ним сам ствол.

mine14_02-2012/tovtob/1.jpg

2. На площадке возле ствола можно заметить стопки свежих и не очень тюбингов:

mine14_02-2012/tovtob/2.jpg

3. Заглянем в машинный зал. Здесь в глаза прежде всего бросаются два барабана с тросами, которые отвечают за спуск и подъем клетей, а также различные сопутствующие подъемные устройства.

mine14_02-2012/tovtob/3.jpg

4.

mine14_02-2012/tovtob/4.jpg

5. Машинист подъема:

mine14_02-2012/tovtob/5.jpg

6. На площадке встретился электровоз. Надеюсь, он наконец таки попадет под землю, т.к. пока что вагонетки продолжают толкать либо вручную, либо лебедками.

mine14_02-2012/tovtob/6.jpg

7. Бункеры для для извлеченной породы и ее погрузки в самосвалы:

mine14_02-2012/tovtob/7.jpg

8. Опрокидыватель над бункером:

mine14_02-2012/tovtob/8.jpg

9. Вагонетку с породой перегоняют из клетей в опрокидыватель и переворачивают над бункером, где порода складируется в ожидании погрузки на самосвалы.

mine14_02-2012/tovtob/9.jpg

10. Теплый и влажный воздух, поднимающийся из шахты, зимой образует внутри ствола вот такую ледяную красоту:

mine14_02-2012/tovtob/10.jpg

11. Правый клетьевой подъем. Нам нужно туда, но сначала давайте посмотрим на схему выработок в непосредственной близости от ствола.

mine14_02-2012/tovtob/11.jpg

Возле 14-го ствола ось трассы метро практически совпадает с осью проспекта, поэтому ствол имеет нетипичное расположение между тоннелями. В течение марта 2011 - января 2012 было пройдено 107 м по 1-му пути в сторону "Центральной". Камеру съезда пока прошли тюбингами с традиционным диаметром 5,1 м; в дальнейшем планируется ее перебрать и раскрыть на большой диаметр. За камерой съезда, через которую будет происходить оборот поездов за станцией, между перегонными тоннелями начинаются станционные помещения "Центральной" в виде совмещенной тягово-понизительной подстанции (СТП), которая переходит в бытовые служебные помещения (БСП), за которыми, в свою очередь, будет находиться эскалаторный тоннель и платформенный участок станции. Фактически, за левой границей схемы уже начинается платформа станции и до нее по 1-му пути осталось пройти порядка 100 м.

mine14_02-2012/tovtob/12.jpg

Всего же от оси ствола до забоя в сторону "Центральной" по 1-му пути пройдено порядка 200 м. Сейчас в том месте, где начинается СТП, со стороны перегонного тоннеля раскрывается временная выработка, через которую начнется строительство СТП. Также слегка вскрыты три постоянных ходка между СТП и перегонным тоннелем 1-го пути.

В сторону "Музейной" от оси ствола пройдено 113 м по 1-му пути и 90 м по 2-му.

По 2-му пути в сторону "Центральной" пройдено 35 м и раскрыта первая часть камеры съезда.

Глядя на схему, кажется, что визуально за прошлый год сделано достаточно много, но если сравнить пройденную сотню метров с одной только длиной перегонных тоннелей, которые еще предстоит пройти от вокзала до центра города (почти 4 км), становится очевидно, что это по-прежнему капля в море... К тому же, например, в 2008 г. на всех стволах проходческих работ было выполнено более чем в 2 раза больше.

12. Спуск вниз начался с плотного тумана: морозный воздух на поверхности и +13 под землей с высокой влажностью сделали свое дело. На фото за вагонетками можно разглядеть клетьевой подъем ствола; тоннель 2-го пути, за ним вообще не видно, хотя он находится в считанных метрах.

mine14_02-2012/tovtob/13.jpg

13. Примыкание околоствольного двора (слева) к тоннелю 1-го пути:

mine14_02-2012/tovtob/14.jpg

14. Мы же с вами переместимся по 1-му пути ближе к "Центральной" - там сейчас находится самое интересное, да и тумана там нет.

mine14_02-2012/tovtob/15.jpg

15. Забой в сторону "Центральной". Справа один из будущих ходков в СТП:

mine14_02-2012/tovtob/16.jpg

16. Блокоукладчик:

mine14_02-2012/tovtob/17.jpg

17.

mine14_02-2012/tovtob/18.jpg

18. За блокоукладчиком отстаивается финская буровая, которую используют для бурения шпуров под взврывчатку:

mine14_02-2012/tovtob/19.jpg

19. Слева буровая, справа еще один ходок в СТП:

mine14_02-2012/tovtob/20.jpg

20. Двигаемся обратно к стволу:

mine14_02-2012/tovtob/21.jpg

21.

mine14_02-2012/tovtob/22.jpg

22. Временная выработка для строительства СТП.

mine14_02-2012/tovtob/23.jpg

23. Вскоре отсюда параллельно перегонным тоннелям начнут строить тоннель для СТП.

mine14_02-2012/tovtob/24.jpg

24. Породопогрузочная машина:

mine14_02-2012/tovtob/25.jpg

Коротенькое видео работы породопогрузочной машины:

25. В расчищенной выработке отчетливо видны остатки пробуренных в граните шпуров под взрывчатку:

mine14_02-2012/tovtob/26.jpg

26. Где-то в этой же точке будет начинаться камера съезда по 1-му пути:

mine14_02-2012/tovtob/27.jpg

Интерактивная панорама 360° тоннеля 1-го пути и выработки под СТП, снятая Денисом Филипповым:

Панорама в полном размере

27. По мере перемещения обратно к стволу начинает сгущаться туман:

mine14_02-2012/tovtob/28.jpg

28.

mine14_02-2012/tovtob/29.jpg

29. Забой 1-го пути в сторону "Музейной". Здесь после 2008-го работы не ведутся - пока нет смысла. От "Центральной" сюда идет уклон, поэтому почти вся вода стекает сюда. Подъем к "Музейной" будет начинаться только через 150 м от этой точки.

mine14_02-2012/tovtob/30.jpg

30. Вентиляционная сбойка с соседним тоннелем:

mine14_02-2012/tovtob/31.jpg

31. Из сбойки хорошо видно уклон перегонных тоннелей в сторону "Музейной":

mine14_02-2012/tovtob/32.jpg

32. Забой в сторону "Музейной" по 2-му пути:

mine14_02-2012/tovtob/33.jpg

33. Вид от забоя в сторону "Центральной". Вообще, посмотрев на количество стекающей со свода тоннелей воды, у меня окончательно отпал вопрос, почему здесь так много чугунной обделки. Позже, когда все швы между тюбингами нормально прочеканят, здесь станет сухо, а пока в некоторых местах воды по колено в буквальном смысле этого слова.

mine14_02-2012/tovtob/34.jpg

34. Опять вентсбойка:

mine14_02-2012/tovtob/35.jpg

35. По 2-му пути от вентсбойки и практически до подходняка ствола идет единственный участок с железобетонной обделкой:

mine14_02-2012/tovtob/36.jpg

36. Тюбинги имеют нетипичный плоский лоток:

mine14_02-2012/tovtob/37.jpg

37. Примыкание околоствольного двора к тоннелю 2-го пути. Здесь самое сухое место участка: проведена чеканка швов и вездесущей воды здесь нет.

mine14_02-2012/tovtob/38.jpg

38. И последний забой - камера съезда по 2-му пути:

mine14_02-2012/tovtob/39.jpg

39. Первое расширение диаметра тюбингов камеры:

mine14_02-2012/tovtob/40.jpg

40. На этом все, спасибо за внимание.

mine14_02-2012/tovtob/41.jpg

Олег Тоцкий, tov-tob.livejournal.com

Коментарі:

Comments 

 
#8 Olezhandr 26.11.2012, 16:37
Ну и бардак там... Мне кажется они сами не верят, что когда то закончат его.
Цитувати
 
 
#7 денис 21.06.2012, 19:17
Спасибо! Много интересного! Супер! Побольше би таких репортажей!
Цитувати
 
 
#6 Артем 03.04.2012, 14:44
Цитую Влад:
Жаль что такие низкие темпы строительства :sad: . Я думаю если использовать горнопроходческ ий шит то скорость выросла в разы.


Судя по темпам проходки нашего метро, то проект строительства был расчитан на применение отбойных молотков или ручного труда (кирок) :-)
Цитувати
 
 
#5 Влад 03.04.2012, 10:57
Жаль что такие низкие темпы строительства :sad: . Я думаю если использовать горнопроходческ ий шит то скорость выросла в разы.
Цитувати
 
 
#4 artemiy 16.03.2012, 14:40
Цитую Артем:
Честно говоря - удручающее зрелище :sad: Можно вопрос: сколько в смене работает человек. Судя по фото, с таким количеством работников далеко не "пройдешь".

около 10 человек работало в тот день. Точно не скажу, потому что они были не в одном месте.
Цитувати
 
 
#3 Артем 06.03.2012, 14:10
Честно говоря - удручающее зрелище :sad: Можно вопрос: сколько в смене работает человек. Судя по фото, с таким количеством работников далеко не "пройдешь".
Цитувати
 
 
#2 Игорь 28.02.2012, 18:59
Как всегда Супер)приятно узнавать что там происходит
Цитувати
 
 
#1 Ermakov 25.02.2012, 19:48
Очень интересный репортаж ;) Молодец, Олег!!!
Цитувати
 

Додати коментар


Захисний код
Оновити