Фотоэкскурсия по Днепропетровскому метрополитену
10 квітня 2012, 20:30

На сегодня днепропетровский метрополитен, к сожалению, продолжает оставаться одним из самых малых в мире: все 6 станций открыты еще в 1995 г., а эксплуатационная длина трассы менее 10 км. Многим также известна еще одна его отличительная черта: четыре односводчатых станции практически полностью повторяют друг друга, хотя если взять их по отдельности, то, по меркам архитектуры метро 90-х, каждая станция выполнена достаточно красиво.

Вокзальная

Станция колонная трехсводчатая глубокого заложения. Из-за большого диаметра колонн ее иногда путают с пилонной. Предполагалось, что станция когда-нибудь станет пересадочной на третью линию (вроде конструктивно даже оставлен задел), но с учетом туманных перспектив даже пускового участка до "Центральной" страшно представить, когда наступит это "когда-нибудь".

stations-totskiy/1.jpg

stations-totskiy/2.jpg

В торце центрального зала станции установлена памятная доска со списком основных предприятий, принимавших участие в строительстве первого пускового участка:

stations-totskiy/3.jpg

На доске сохранился изначальный логотип метрополитена:

stations-totskiy/4.jpg

Боковой зал:

stations-totskiy/5.jpg

 

Метростроителей

Проектное название - "Дворец Ильича". Также встречались "Чечеловская", "Калининская" и "Баррикадная". Первый из четырех глубоких односводов на нашем маршруте. Кстати, эти односводчатые станции - единственные в Украине односводы глубокого заложения.

stations-totskiy/6.jpg

Станции имеют конструкцию "тбилисского односвода": монолитный свод без опорных выработок и обратного свода. Если в предыдущем предложении вы узнали только буквы, то замечу, что классический "ленинградский односвод" собирается из сборной обделки (причем для повышения устойчивости конструкции каждая арка свода дополнительно обжимается в породу), а свод опирается на специальные опорные выработки, которые скрываются за путевой стеной. Т.к. скальные породы сами по себе имеют большую прочность, ряд вещей в конструкции односвода можно упростить: свод строится из монолитного железобетона, а необходимость в опорных выработках отпадает.

stations-totskiy/7.jpg

stations-totskiy/8.jpg

По некоторым элементам (металлические шарики и пр.) отделки станций легко угадывается стиль Харьковметропроекта.

stations-totskiy/9.jpg

stations-totskiy/10.jpg

 

Металлургов

Проектное название - "Петровского". Также встречалось название "Баррикадная".

stations-totskiy/11.jpg

Все четыре днепропетровских односвода очень сильно перекликаются в архитектурном плане и на первый взгляд отличаются только цветом плит на своде.

stations-totskiy/12.jpg

stations-totskiy/13.jpg

stations-totskiy/14.jpg

На "Металлургов" и "Заводской" в торце зала находится загадочная лестница, которую можно разглядеть на заднем плане фото:

stations-totskiy/15.jpg

Наверху расположена небольшая площадка, от которой уходят в сторону два задела под какой-то переход. К сожалению, до сих пор наверняка неизвестно, для чего предполагался этот задел. Вариант пересадки на другую линию выглядит фантастическим, т.к. по всем источникам пересечений с другими линиями в этом месте не предполагалось; вариант задела под второй выход также неубедителен: непонятно зачем он уходит в сторону, да и куда его, собственно, выводить предполагалось тоже неясно.

stations-totskiy/16.jpg

 

Заводская

Один из вариантов проектных названий - "Металлургов". Благодаря своей расцветке, пожалуй, самый симпатичный односвод из всех четырех.

stations-totskiy/17.jpg

stations-totskiy/18.jpg

Несмотря на внешнюю схожесть с другими односводами, каждая станция имеет множество мелких деталей, отличающих ее от других: разные люстры и форма плит отделки свода, разный цветовой рисунок на своде при помощи плит различного оттенка, форма и отделка путевой стены, рисунок пола и торцов залов и т.д.

stations-totskiy/19.jpg

stations-totskiy/20.jpg

На заднем плане можно увидеть точно такую же, как и на "Металлургов", лестницу с заделом под выход/переход неизвестно куда:

stations-totskiy/21.jpg

Над лестницей установлен первый тюбинг для днепропетровского метрополитена, изготовленный в 1981 г. Днепротяжмашем:

stations-totskiy/22.jpg

stations-totskiy/23.jpg

stations-totskiy/24.jpg

Проспект Свободы

Проектное название - "Электровозостроителей". Еще один вариант - "Петровского".

stations-totskiy/25.jpg

Изначально в светильниках стояли дугообразные лампы дневного света с шариком внизу, но затем все это хозяйство заменили энергосберегайками. Теперь светильники выглядят немного обрезанными.

stations-totskiy/26.jpg

Односвод не заканчивается сразу за платформой, а тянется еще метров 30-50 за станцией:

stations-totskiy/27.jpg

Наклонный ход эскалатора на всех односводах примыкает не к торцу станции, а фактически врезан в свод:

stations-totskiy/28.jpg

stations-totskiy/29.jpg

 

Коммунаровская

Трехпролетная колонная станция мелкого заложения. Один из вариантов проектных названий - "Диёвская".

stations-totskiy/30.jpg

На этой станции появление энергосберегающих ламп более всего повлияло на архитектурный облик. Ранее здесь также стояли дугообразные люминесцентные лампы с металлическим шариком, и люстры смотрелись гораздо величественней

stations-totskiy/31.jpg

Путевая стена станции:

stations-totskiy/32.jpg

stations-totskiy/33.jpg

stations-totskiy/34.jpg

Олег Тоцкий, tov-tob.livejournal.com

Еще фотографии станций вы можете найти в нашей фотогалерее

Благодарность за содействие в организации съемки администрации Днепропетровского метрополитена, а так же начальнику технической школы метрополитена Дружинину Анатолию Викторовичу.

Коментарі:

Comments 

 
#8 Анатолий Дружинин 11.05.2012, 19:40
Большое спасибо людям, которые делают историю Днепрометрополи тена на современных технологиях.
С уважением и благодарностью к Вам А.Дружинин
Цитувати
 
 
#7 Влад 02.05.2012, 05:06
На Коммунаровской явно должны быть светильники по бокам.
www.metro.kharkov.ua/.../13
Цитувати
 
 
#6 Владислав 29.04.2012, 18:58
Интересно, если бы метро после 1995 года строили люди с кирками и лопатами, со скоростью меньше метра в день, наверное уже бы построили метро! (Разделите длинну недостроенного участка на число забоев и скорость прохождения "вручную")!!!
Цитувати
 
 
#5 artemiy 15.04.2012, 15:08
Цитую Коммунист:
какие 28 дней спустя? ответ мне не тоже не понятен ,чего нет людей) ну впрочем ладно ,это неважно.
Важно - когда откроют центральную ,или на сколько % она готова? да и вагоны бы на ремонт ,или же приобрести несколько типа 81-719 ,у харьковчан. нашему метро нужны новые составы ,это ясно....


Мало людей - потому что старались поймать моменты сразу после отправления поезда, когда людей на станции почти нет.
Строительство станции Центральная еще не началось. Дату открытия сейчас назвать тяжело.
Вагоны периодически ремонтируются. Закупать новые нет смысла - сейчас их избыток (вагоны закупались с расчетом на 8-9 станций).
Цитувати
 
 
#4 Коммунист 15.04.2012, 13:56
какие 28 дней спустя? ответ мне не тоже не понятен ,чего нет людей) ну впрочем ладно ,это неважно.
Важно - когда откроют центральную ,или на сколько % она готова? да и вагоны бы на ремонт ,или же приобрести несколько типа 81-719 ,у харьковчан. нашему метро нужны новые составы ,это ясно....
Цитувати
 
 
#3 Ермаков 11.04.2012, 21:18
Олег, спасибо огромное за классные фотографии! Эх, надеюсь, скоро снова всё это увижу своими глазами... ;-)
Цитувати
 
 
#2 Олег 11.04.2012, 09:20
Цитую Макс:
А почему на станциях так пусто??? где весь народ??? :-? :sad:

Фотографии делались 28 дней спустя :sigh:
Цитувати
 
 
#1 Макс 11.04.2012, 04:08
А почему на станциях так пусто??? где весь народ??? :-? :sad:
Цитувати
 

Додати коментар


Захисний код
Оновити