№ 78, 1982 год. "Сооружению метро - всеобщую заботу"

А.В. МИГДЕЕВ, председатель исполкома городского совета народных депутатов. Газета "Днепр Вечерний".

 

С каждым годом растет и хорошеет наш город, город славных революционных, боевых и трудовых традиций. Сегодня Днепропетровск — один из крупнейших индустриальных, научных и культурных центров, значимость экономического потенциала которого распространяется на всю страну.

Развитие современного большого города — процесс сложный, многообразный. Выросли жилмассивы Западный. Солнечный, Тополь, Красный Камень, Коммунар, Победа, Сокол. Кварталы и предприятия Днепропетровска протянулись с запада на восток на 32, с юга на север на 22 километра.

Свыше 200 троллейбусов, 350 трамваев, примерно 500 автобусов ежедневно выходят на транспортные маршруты. С каждым годом увеличивается объем пассажирских перевозок. Однако анализ работы городского транспорта и перспективы его развития показывают, что полностью обеспечить население услугами лишь наземных видов транспорта весьма затруднительно.

В связи с этим Государственная экспертная комиссия Госплана СССР, одобрив комплексную схему развития всех видов городского транспорта, рекомендовала ее к реализации по варианту, предусматривающему сооружение метро. Решено, что сеть метрополитена в Днепропетровске будет состоять из трех линий общей протяженностью около 80 километров, а на отдаленную перспективу из четырех линий протяженностью 100 километров, и будет охватывать крупные промышленные зоны и районы массовой жилой застройки на правом и левом берегах Днепра.

Первая линия метро вступит в строй уже в нынешнем десятилетии. Она соединит крупные предприятия и многочисленные жилые массивы западной части города с вокзалами и центром. Структурной основой перспективной схемы явится треугольник, образованный пересадочными узлами в правобережной части города и тоннельными участками между ними на станциях Площадь В. И. Ленина и Вокзальная, а также на проспекте Ильича в месте пересечения второй и третьей линий.

При сооружении станций будет применяться конструктивная схема четырех типов. Колонная, с плоским перекрытием и двумя рядами колонн - станция Коммунаровская, односводчатая - станции Электровозостроителей, Заводская, Металлургов, Дворец Ильича, Парк Чкалова, пилонная трехстворчатая - Октябрьская площадь, колонная трехсводчатая - Площадь В. И. Ленина.

Достижению наибольшей выразительности облика станций способствовал конкурс, проведенный исполкомом городского Совета народных депутатов, правлениями днепропетровских отделений Союза архитекторов УССР и Союза художников УССР, в котором, кроме днепропетровских художников, приняли участие ведущие специалисты Москвы, Киева, Минска, Харькова.

В проведении подготовительных работ по сооружению метро, которые были начаты в 1981 году, участвовали коллективы трестов «Днепротрансстрой», «Днепротяжстрой» и «Днепровскпромстрой», а первым строительным подразделением стал Днепропетровский участок СМУ-751 «Харьковметростроя».

Важным событием явилось постановление бюро Днепропетровского обкома Компартии Украины и облисполкома от 17 февраля 1981 года, которое определило первоочередные меры по организации строительства метрополитена в городе Днепропетровске. Для решения всех вопросов, связанных с его строительством, был создан городской штаб, который возглавляет первый секретарь городского комитета партии В.П. Ошко.

Датой рождения метростроя можно назвать 20 февраля 1981 года, когда на базовой строительной площадке будущей станции Заводская была заложена первая фор-шахта. На торжественном митинге, посвященном этому событию, трудящиеся города выразили глубокую благодарность партии и правительству за заботу, отметили большое значение метрополитена для дальнейшей жизни города.

Уже в 1981 году коллективами строительных подразделений, участвующими в проведении подготовительных работ, были освоены базовые строительные площадки станций Коммунаровская, Заводская, Металлургов, Дворец Ильича, начато строительство временной прирельсовой базы метростроя. Образцы высокопроизводительной, добросовестной работы показали бригадир каменщиков СУ-122 Н.И. Стадниченко, бригадир проходчиков П.Т. Воробьев, проходчики В.А. Милейко. Н.Н. Никулин, монтажник В.И. Решетов и другие.

Смена проходчиков мастера В.И. Савченко работает на проходке ствола станции Дворец Ильича

Не остались в стороне и ведущие предприятия города. Заводы имени И.В. Бабушкина, горношахтного оборудования, металлургического оборудования, электровозостроительный, объединение по выпуску тяжелых прессов и другие изготовили металлоконструкции и оснастку для надшахтных горных комплексов. Заводы имени Ленина и имени К. Либкнехта выделили необходимые трубы. Главное территориальное управление Госснаба УССР, Министерство черной металлургии УССР, завод имени Петровского, объединение «Днепрометаллоснабсбыт» оказали помощь метростроевцам в обеспечении необходимым оборудованием, материалами и кабельно-проводниковой продукцией.

Значительный объем работ для внешнего энергоснабжения базовой площадки Заводская выполнил комсомол города. Исполкомы Советов народных депутатов Ленинского района (председатель И.Т. Марченко) и Красногвардейского района (председатель К.Я. Полишко) в установленные сроки освободили строительные площадки.

В результате принятых мер годовой план был выполнен к 7 ноября, а к концу года были освоены первые два миллиона рублей, выделенные на строительно-монтажные работы. 15 марта 1982 года Совет Министров СССР утвердил проект и титул стройки 1-й очереди Днепропетровского метрополитена протяженностью 11.8 километра от станции Коммунаровская до станции Октябрьская площадь.

Так будет выглядеть станция Парк Чкалова

Для обеспечения выполнения возросшего плана 1982 года в наш город передислоцирован строительно-монтажный поезд № 720. Комсомол города объявил строительство метрополитена ударной стройкой. В нынешнем году на его строительство по комсомольским путевкам будет направлено 400 юношей. Ведь до конца года необходимо завершить работы по освоению базовых строительных площадок станций Коммунаровская, Электровозостроителей. Металлургов, Дворец Ильича, освоить базовые площадки станций Вокзальная. Октябрьская площадь. По основным горнопроходческим работам нужно будет выполнить проходку стволов с подходными выработками и выходом на трассу на станциях Заводская, Металлургов, Дворец Ильича, а также стволов на станциях Электровозостроителей и Вокзальная.

Объем, как видим, значительный. Выполнить намеченное можно будет только при условии постоянного внимания и оказания помощи метростроевцам со стороны партийных, советских и хозяйственных организаций города. Исполкомы Ленинского, Красногвардейского и Кировского районов совместно с промышленными предприятиями должны в кратчайший срок безотлагательно решить вопрос о полном освобождении базовых строителъвых площадок на станциях Электровозостроителей, Металлургов, Дворец Ильича, Вокзальная, а также оказать помощь в выполнение работ по прокладке инженерных сетей.

Нет сомнения в том, что промышленные предприятия города, также как и в прошлом году, выполнят задания в установленный срок по изготовлению металлоконструкций и оснастки горнопроходческих бурильных и надшахтных комплексов.

Строительство метрополитена в городе Днепропетровске - яркое проявление заботы партии и правительства об улучшении условий жнзпи народа. Наличие метро изменит привычный уклад жизни днепропетровцев. От станции Октябрьская площадь до станции Коммунаровская, например, голубые экспрессы доставят трудящихся города за 16 минут, а от станции Вокзальная до Коммунаровской за 10 минут.

Долг каждого жителя нашего города ответить на отеческую заботу партии и правительства высокопроизводительным ударным трудом, с честью выполнить величественную программу коммунистического созидания, намеченную XXVI съездом КПСС.

valokuvaaja, специально для сайта metro.dp.ua.

 

Коментарі:

Додати коментар


Захисний код
Оновити

 

Вырезки из газеты "Днепр Вечерний" за 1981-1986 гг. (дополняются):