История городского троллейбуса

Тролейбуси Дніпра
Відповісти
Аватар користувача
Mercury
Moderator
Повідомлень: 1169
З нами з: П'ят липня 11, 2008 9:29 am
Звідки: Днепр, ст. Пушкинская
Контактна інформація:

История городского троллейбуса

Повідомлення Mercury »

Немного истории.

1947



Киев-4

Skoda 9Tr

Производитель: Завод "Шкода-Остров" (г. Плзень, Чехия)
Годы выпуска: 1961-1982
Годы закупок в Днепропетровске: 1961; 1974-1976
Годы эксплуатации в Днепропетровске: 1961-1963; 1974-1993

Закупки троллейбусов "Шкода" в Советском Союзе начались в конце 50-х - начале 60-х годов. Первым было предприятие Крымтроллейбус, созданное в 1959 году для обслуживания только что открытой междугородной троллейбусной линии Симферополь-Ялта. Как раз в начале 60-х годов был создан Союз экономической взаимопомощи (СЭВ), и первые поставки Шкод-9Тр осуществлялись главным образом для установления торговых отношений с дружественной Чехословакией (пожалуй, здесь единственным исключением была поставка в Крым). И лишь в процессе эксплуатации обнаружились неоспоримые преимущества Шкод перед отечественными троллейбусами, заключавшиеся, помимо просто высокой надежности, в более мощных двигателях и улучшенной системе динамического торможения. В Днепропетровске первые Шкоды появились в 1961 году. Тогда для пробы приобрели шесть троллейбусов 8Тр и пять - новой модели 9Тр. Шкоды-8Тр получили №84-89, 9Тр - №92-96. Шкоды-8Тр имели желто-бирюзовую окраску - желтые стойки и крыша, бирюзовые борта. Точная окраска тогдашних Шкод-9Тр неизвестна. Однако эти троллейбусы проездили у нас всего 2 года - уже в 1963 году их отправили в Симферополь в обмен на симферопольские ЗИУ-5 и Киев-2. Дело в том, что производственные мощности чешского завода были тогда еще невелики, а Шкоды были главным образом нужны в Крыму для работы на междугородном маршруте. Только в 1966 году, когда на заводе "Шкода-Остров" были построены дополнительные цеха, чешские троллейбусы стали гораздо доступнее.

Закупки троллейбусов Шкода-9Тр в Днепропетровске возобновились в 1974 году, после прекращения поставок ЗИУ-5. Их нумеровали начиная с №501, по непонятным причинам полностью пропустив четвертый разряд. В 1974 г. поступили №501-545, в 1975 - №546-580, в 1976 - №581-585. Всего таким образом Днепропетровск получил 85 Шкод-9Тр. Все они имели красно-бежевую окраску: красные оконные стойки, красная "юбка" снизу, бежевые борта и крыша. В то время эти троллейбусы уже не были дефицитными, и даже многие ЗИУшные хозяйства обзаводились ими (днепропетровское было в их числе). Как и в других городах, в Днепропетровске Шкоды-9Тр работали в сцепках "12Тр" по системе многих единиц (СМЕ). Всего было 22 таких поезда, т.е. в них было задействовано более половины днепропетровских Шкод. В поездах работали следующие троллейбусы: №501+502, 503+504, 505+506, 507+508, 511+512, 523+524, 525+514, 527+528, 531+532, 535+536, 541+540, 543+544, 551+552, 553+553, 555+556, 559+560, 571+581, 565+580, 575+576, 520+584, 570+513, 568+569. Однако в первой половине 80-х годов большая часть поездов была расцеплена, и в дальнейшем Шкоды-9Тр ходили поодиночке. Шкоды работали в основном на маршрутах №3, 4, 7, 10, 12, 13, Б, причем на №4, 10, Б работали в основном одиночные машины. Во второй половине 70-х годов можно было наблюдать интересную ситуацию: кольцо А обслуживалось только ЗИУ-5, а кольцо Б - только Шкодами-9Тр. В 1980 году почти все правобережные маршруты, в том числе А и Б, были переданы только что открывшемуся троллейбусному депо №2. Именно тогда и ЗИУ-5, и Шкоды-9Тр навсегда исчезли с центральных маршрутов, уступив место новым ЗИУ-682. В 80-е годы ситуация с выпуском Шкод на маршруты оставалась практически неизменной. По мере списывания в конце 80-х - начале 90-х годов Шкоды сначала полностью ушли с маршрутов №4 и №7, затем их монополию на остальных маршрутах все больше разбавляли ЗИУ-682. Последние Шкоды работали на №12 и №13, уже вперемешку с ЗИУ-682, ЗИУ-683 и даже ЮМЗ-Т1.

Массовые списания Шкод-9Тр в Днепропетровске начались в 1989 году с получением крупной партии троллейбусов ЗИУ-682В. Последние же "девятки" ушли с днепропетровских улиц в 1993 году, с началом поставок троллейбусов ЮМЗ-Т1 и ЮМЗ-Т2. Таким образом, Шкоды-9Тр в Днепропетровске проездили в среднем всего по 15-17 лет, что в сравнении со сроками их эксплуатации в других городах ничтожно мало (в Ровно и в Симферополе до сих пор работают Шкоды 1974-75 г.в.). В настоящее время в нашем городе сохранился лишь один такой троллейбус, который имеет спецномер ТИ-1 и используется как служебный, а также в качестве передвижного киоска для продажи проездных билетов. Он находится в весьма приличном состоянии и без проблем мог бы стать музейным экспонатом - было бы желание.


ЗиУ-5

Годы выпуска: 1960-1972
Годы закупок в Днепропетровске: 1960-1972
Годы эксплуатации в Днепропетровске: 1960-1987

В 60-е годы ЗИУ-5 имели следующую заводскую окраску: белые стойки и крыша и синие (реже - красные) борта. В середине 70-х годов в Днепропетровске был введен новый стандарт окраски для данной модели троллейбуса: теперь при прохождении ремонта ЗИУ-5 перекрашивались в белый или светло-серый цвет с синими полосами внизу и под окнами. Было всего 4 троллейбуса-исключения: №330 - желто-красный, №331 - серо-зеленый, №339 - сине-фиолетовый, №360 - серо-красный. За все время эксплуатации ЗИУ-5 работали чуть ли не на всех троллейбусных маршрутах Днепропетровска. По мере списания они сначала постепенно заменялись Шкодами-9Тр и поездами 12Тр на маршрутах №3, 4, 7, 10, 12, 13, Б, затем в 1980-81 гг. ЗИУ-5 ушли почти со всех правобережных маршрутов: №5, 6, 9, 11, 16, А в связи с переводом их на обслуживание троллейбусным депо №2. Последние ЗИУ-5 работали на маршруте №12.

Первые списания ЗИУ-5 начались во второй половине 70-х годов. Больше всего их было списано в начале 80-х с открытием депо №2 и получением крупной партии троллейбусов ЗИУ-682. Последние "пятерки" были постепенно списаны к 1987 году. Несколько ЗИУ-5 были переделаны в служебные и проездили еще несколько лет, но в рабочем состоянии до наших дней в Днепропетровске ни один такой троллейбус не сохранился. Правда, на территории депо №1 еще можно найти старые полуразобранные кузова ЗИУ-5. Если постараться, один из них еще можно восстановить и сделать музейным экспонатом. Желающие же в живую увидеть эти троллейбусы могут отправиться в Москву или в Минск - там они есть в музеях электротранспорта.



Маршруты Днепропетровского троллейбуса

Номер маршруту Початкова зупинка Кінцева час руху в одному напрямку, хв.

A вул. Титова - Робоча - Сєрова - просп. Карла Маркса - просп. Гагаріна вул. Титова (кільцевий) 60
Б Вокзал - Робоча -Титова - просп. Гагаріна - просп. Карла Маркса Вокзал (кільцевий) 70

1 Жовтнева пл. вул. Титова 40
3 пл. Островського вул. Холодильна 36
5 просп. Пушкіна вул. Титова 15
7 вул. Миронова вул. Холодильна 30
9 Жовтнева пл. Дніпропрес 41
10 вул. Фурманова ж/м Перемога 20
11 Тополя-3 Дніпропрес 18
12 вул. Глинки ж/м Перемога 27
14-А просп. газ. Правда вул. Осіння 9
15 пл. Островського вул. Осіння 30
16 Жовтнева пл. ж/м Тополя-3 35
17 вул. Миронова ж/м Клочко-6 32
18 вул. Миронова ж/м Лівобережний (Березинський) 34
19 вул. Робоча Запорізьке шосе 40
20 вул. Миронова ж/м Лівобережний-3 40
Відповісти