Аварии на строительстве
Додано: Вів січня 02, 2007 11:52 am
На строительстве всех метрополитенов так или иначе случаются ЧП и внештатные ситуации. Широкоизвестна только одна - Питерский размыв.
В это теме будем обсуждать внештатные ситуации на строительстве нашего метрополитена. Отдельное спасибо X-Dream за предоставленную инфо.
ст. Металлургов. Часть 1
Забой наклонника был разработан на 2/3 сечения и находился под защитой ледогрунтового экрана на контакте со скальными породами. В лотковой части призабойной зоны через швы чугунной обделки наблюдалось проникновение воды незначительным, но постоянным притоком. Разработка породы и монтаж кольца обделки были форсированы, замораживающие станции были переведены на активный режим работы.
26 июня 1988 г. слева по своду из-за обделки появилась непрерывная струя воды, затем водоприток значительно увеличился. Возникла угроза обрушения защитного ледогрунтового экрана и люди были выведены из забоя.
Сам забой решено было искусственно затопить для создания гидростатического противодавления грунтовым водам. Однако, время было упущено и 28 июня произошло обрушение горной массы в забое наклонного тоннеля, а на поверхности образовалась воронка диаметром 8 и глубиной 7 м, которую засыпали песком и породой в объеме 446 м(3). За развитием просадок поверхности в зоне провала и состоянием выработки было установлено наблюдение.
Причина аварии: появление трещиножильных вод в скальной части забоя, приведшее к снижению эффекта ледогрунтовой защиты в забойной зоне на контакте со скальными породами, с последующим образованием неустойчивых пород и обрушением разработанной части эскалаторного тоннеля. Недостачный контроль за состоянием защитного ледогрунтового экрана оказался главной причиной и развития аварийной ситуации.
Перегон Вокзал - Пл. Ильича (Метростроителей)
В 1986 г. при проходке перегонных тоннелей между указанными станциями, произошел обвал породы в забое левого тоннеля.
Тоннель сооружали в скальных породах средней устойчивости с весьма незначительным капежом. При бурении шпуров под взрыв зон каолинизации обнаружено не было. Однако через 2 ч. после производства взрывных работ в правом углу забоя образовалась ниша представленная первичным каолином, которая развивалась вправо и вверх. Водопритока не наблюдалась.
В целях локализации вывала была установлена деревянная крепь из лонгарин, опирающихся на ж/б кольцо обделки и стойки в торце забоя, а также опережающая крепь из 11 анкеров длиной 3 м по контуру выработки. По лонгаринам выполнена затяжка из досок. В купол были заведены две трубки длиной по 3.5 м и проведено нагнетание 6 м(3) песчано- цементного раствора (ЦПР).
Проходка была приостановлена до набора необходимой проектной прочности ЦПР в куполе. Было принято решение убрать породу и смонтировать кольцо обделки с последующим нагнетанием ЦПР в заобделочное пространство. Однако пред началом сборки кольца ж/б обделки появился водоприток в виде непрерывных струй с выносом частиц каолина. Давление на деревянную крепь резко возросло, возникла опасность для работащих в забое.
Люди были выведенны из забоя, где произошел обвал породы в объеме 130 -150 м(3) с разрушением временной крепи.
Чтобы предотвратить проникновение обрушенной породы в уже сооруженный тоннель, возвели бетонную перемычку толщиной 1 м и произвели нагнетание ЦПР. Образовавшуюся на поверхности земли воронку глубиной до 3 м и диаметром около 6 м засыпали песком (58 м(3)) и установили постоянное наблюдение за осадкой.
Причина аварии: вхождение забоя верхним углом в зону тектонического разлома представленного первичным каолином при полном отсутствии кровли из скальных пород и наличии водопритока.
На основе наблюдений проведенных в результате бурения 9 разведочных скважин, были намечены меры по ликвидации аварии и разработанны технические предложения по дальнейшему строительству тоннелей в зоне тектонических нарушений.
ст. Металлургов. Часть 2
В середине 1995 г. при строительстве вестибюля произошел случай уже с летальным исходом. При монтаже железобетонного козырька в верхней части наклонного хода из-за нарушения техники безопасности погиб один из монтеров, которого придавило вышеупомянутым козырьком.
В это теме будем обсуждать внештатные ситуации на строительстве нашего метрополитена. Отдельное спасибо X-Dream за предоставленную инфо.
ст. Металлургов. Часть 1
Забой наклонника был разработан на 2/3 сечения и находился под защитой ледогрунтового экрана на контакте со скальными породами. В лотковой части призабойной зоны через швы чугунной обделки наблюдалось проникновение воды незначительным, но постоянным притоком. Разработка породы и монтаж кольца обделки были форсированы, замораживающие станции были переведены на активный режим работы.
26 июня 1988 г. слева по своду из-за обделки появилась непрерывная струя воды, затем водоприток значительно увеличился. Возникла угроза обрушения защитного ледогрунтового экрана и люди были выведены из забоя.
Сам забой решено было искусственно затопить для создания гидростатического противодавления грунтовым водам. Однако, время было упущено и 28 июня произошло обрушение горной массы в забое наклонного тоннеля, а на поверхности образовалась воронка диаметром 8 и глубиной 7 м, которую засыпали песком и породой в объеме 446 м(3). За развитием просадок поверхности в зоне провала и состоянием выработки было установлено наблюдение.
Причина аварии: появление трещиножильных вод в скальной части забоя, приведшее к снижению эффекта ледогрунтовой защиты в забойной зоне на контакте со скальными породами, с последующим образованием неустойчивых пород и обрушением разработанной части эскалаторного тоннеля. Недостачный контроль за состоянием защитного ледогрунтового экрана оказался главной причиной и развития аварийной ситуации.
Перегон Вокзал - Пл. Ильича (Метростроителей)
В 1986 г. при проходке перегонных тоннелей между указанными станциями, произошел обвал породы в забое левого тоннеля.
Тоннель сооружали в скальных породах средней устойчивости с весьма незначительным капежом. При бурении шпуров под взрыв зон каолинизации обнаружено не было. Однако через 2 ч. после производства взрывных работ в правом углу забоя образовалась ниша представленная первичным каолином, которая развивалась вправо и вверх. Водопритока не наблюдалась.
В целях локализации вывала была установлена деревянная крепь из лонгарин, опирающихся на ж/б кольцо обделки и стойки в торце забоя, а также опережающая крепь из 11 анкеров длиной 3 м по контуру выработки. По лонгаринам выполнена затяжка из досок. В купол были заведены две трубки длиной по 3.5 м и проведено нагнетание 6 м(3) песчано- цементного раствора (ЦПР).
Проходка была приостановлена до набора необходимой проектной прочности ЦПР в куполе. Было принято решение убрать породу и смонтировать кольцо обделки с последующим нагнетанием ЦПР в заобделочное пространство. Однако пред началом сборки кольца ж/б обделки появился водоприток в виде непрерывных струй с выносом частиц каолина. Давление на деревянную крепь резко возросло, возникла опасность для работащих в забое.
Люди были выведенны из забоя, где произошел обвал породы в объеме 130 -150 м(3) с разрушением временной крепи.
Чтобы предотвратить проникновение обрушенной породы в уже сооруженный тоннель, возвели бетонную перемычку толщиной 1 м и произвели нагнетание ЦПР. Образовавшуюся на поверхности земли воронку глубиной до 3 м и диаметром около 6 м засыпали песком (58 м(3)) и установили постоянное наблюдение за осадкой.
Причина аварии: вхождение забоя верхним углом в зону тектонического разлома представленного первичным каолином при полном отсутствии кровли из скальных пород и наличии водопритока.
На основе наблюдений проведенных в результате бурения 9 разведочных скважин, были намечены меры по ликвидации аварии и разработанны технические предложения по дальнейшему строительству тоннелей в зоне тектонических нарушений.
ст. Металлургов. Часть 2
В середине 1995 г. при строительстве вестибюля произошел случай уже с летальным исходом. При монтаже железобетонного козырька в верхней части наклонного хода из-за нарушения техники безопасности погиб один из монтеров, которого придавило вышеупомянутым козырьком.