Важнейшая стройка Днепропетровска (журнал “Метрострой” №7 за 1981 г.)

Е. РЕЗНИЧЕНКО

В Днепропетровске — одном из крупных промышленных, научных и культурных центров страны ведется интенсивная подготовка к развертыванию строительства метрополитена. Сегодня город металлургов и машиностроителей по праву становится городом метростроителей. Значение развития пассажирского транспорта в городе, насчитывающем миллион сто тысяч жителей, определяется также его географическим расположением. Он простирается вдоль Днепра с запада на восток на 32 км и с юга на север на 22 км.

В восьми районах города выросли новые жилые массивы: Западный, Солнечный, Тополь I, Тополь II, Красный камень, Коммунар, Победа, Северный, Запорожский. Ежедневно на маршруты выходят 205 троллейбусов и 346 трамваев (интересно отметить, что в Днепропетровске первые трамвайные пути были проложены раньше, чем в Петербурге и Москве). Объем пассажироперевозок увеличивается. Транспортная проблема не решена, так как наземный транспорт не может полностью обеспечить пассажирских перевозок. Поэтому проект сооружения первоочередной почти двенадцатикилометровой линии метрополитена предусматривает связать такие известные микрорайоны, как Парус, Коммунар, Красный камень в западной части города с крупными металлургическими заводами, железнодорожным вокзалом, центром и жилыми массивами Тополь, Победа на юго-востоке, что явится решающим моментом улучшения обслуживания населения быстрым и удобным транспортом.

Датой рождения Метростроя в своем городе днепропетровцы считают день 20 февраля 1981 года, когда на шахтной площадке будущей станции «Заводская» был вынут первый ковш земли из первой форшахты. Здесь на торжественном митинге жителей и трудящихся города, в котором участвовали метростроевцы-харьковчане, выражалась глубокая благодарность партии и правительству за заботу, отмечалось значение метрополитена в жизни города.

Выступая на митинге, начальник Харьковметростроя Г. А. Братчун от имени метростроителей сказал: «Мы горды вашим доверием, которое нам оказано в деле строительства подземной трассы в замечательном городе Днепропетровске. В свое время труженики Днепропетровска оказали нам помощь в сооружении метрополитена в Харькове. Сегодня мы помогаем вам, днепропетровцам. Могу заверить, что наши специалисты приложат силы, знания и опыт, чтобы выполнить поставленную задачу в срок и с высоким качеством». Эти слова были подтверждены делом. Первая группа метростроителей, прошедших хорошую школу на строительстве харьковского метрополитена, в составе семи человек приступила к освоению шахтных площадок станций «Заводская», «Дворец Ильича» и «Металлургов».

Начальник участка, бывший начальник технического отдела Харьковметростроя М. Ф. Стрекозов тепло характеризует прибывших с ним квалифицированных работников: механика А. А. Пустюльгу, бригадира комплексной бригады А. Д. Ляхова, проходчиков Е. Ф. Касьянова, Ю. С. Семейкина и И. Д. Хомичонка, маркшейдера Л. П. Рахови-ча, приехавшего из Волгограда горного мастера А. А. Бутенко.

Учитывая особенности сооружения тоннелей в скальных грунтах, с Дальнего Востока и из Сибири была послана группа опытных строителей: среди них — бывший начальник участка В. Е. Янсон, работающий здесь главным инженером участка, проходчики Н. Н. Никулин, В. И. Решетов и другие. Так было положено начало формированию дружного коллектива кадровых метростроителей, насчитывающего теперь 45 человек.

— Вы спрашиваете, как сложились для метростроевцев первые семь месяцев? Начнем с того, — отвечает заместитель начальника участка Л. С. Губа, — что в те февральские дни было принято решение Днепропетровского обкома партии, в котором строительство метрополитена в городе признано важнейшей стройкой области. В нем воедино были увязаны мероприятия по участию области и города в строительстве метро. В выполнение намеченных мероприятий включились партийные, общественные организации и предприятия города. Для ускорения строительства был создан городской штаб, который возглавляет первый секретарь горкома партии В. П. Ошко. На заседании штаба оперативно рассматриваются и решаются все возникающие в процессе подготовительных работ вопросы. Следует отметить, что большая часть предприятий города практически ориентирована на оказание необходимой помощи метростроителям.

С первых же дней проходчики, выполняющие одновременно и монтажные работы, развернули проходку трех форшахт и закрепили их тюбингами. Над стволом шахты, где будет сооружаться станция «Заводская», уже смонтирован горный комплекс, включающий металлический копер с эстакадой, двумя металлическими бункерами, тель-ферной эстакадой для складирования тюбингов. Такие же горные комплексы монтируются на шахтных площадках станций «Дворец Ильича» и «Металлургов». На станции «Металлургов» уже пройдены первые метры ствола. Здесь с согласия Харьковметростроя и Харьковметропро-екта была начата проходка при помощи крана КПШ 10011, не дожидаясь сооружения горного комплекса». Институтом «Метрогипротрапс» и Харьковметропро-ектом завершается разработка технического проекта, в Днепрогражданпроекте готовы проекты всех базовых площадок, Приднепровскстройпроект и Днепрогипротранс закончили проектирование первоочередных работ по строительству Войцеховской базы. О ближайших задачах, связанных с расширением фронта работ, говорит М. Ф. Стрекозов: «Нам необходимо получать от города ежесуточно 15 м3 товарного бетона. Мы ощущаем нужду в экскаваторах и бульдозерах типа «Беларусь», и вообще материально-техническое снабжение в 1982 году должно быть предусмотрено планом. Важно ускорить ввод в эксплуатацию прирельсовой базы Днепрометростроя. Пока что участок располагает одной грузовой машиной, одним десятитонным краном и неисправным компрессором, требующим основательного ремонта. Наша работа сегодня — только начало борьбы за преодоление организационных трудностей, но мы знаем, что это необходимый разбег для успешного сооружения тоннелей и станций метрополитена». Во время объезда мы встречаемся с механиком участка по замораживанию грунтов Н. А. Славковым. В своем рассказе о работе на участке он подчеркивает сложность геологических условий всей двенадцатикилометровой трассы, характерной насыщенностью водоносными и плывунными породами. Опыт проходки стволов в таких условиях показал, что наиболее целесообразным и технически возможным способом проходки является способ замораживания. Создание искусственно замороженной оболочки дает наиболее простое и безопасное решение проходки.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В марте 1981 года начали бурение скважин (работа велась одновременно с возведением горного комплекса), в июле — закончили. Затем смонтировали коллектор и рас-солопровод, отремонтировали передвижные холодильные установки ПХУ-50. И 14 августа, когда завершили все монтажные работы, станции начали действовать в активном режиме.

Успех был достигнут благодаря тому, что руководители Управления специальных работ подготовили и направили на Днепропетровский участок квалифицированных машинистов холодильных установок из Кривого Рога — П. А. Непомнящую, Л. Е. Шалыгину, О. К. Голуб и Р. Д. Вишневскую. Хочу добрым словом отметить также опытного машиниста-наладчика москвича В. X. Вдовиченко. Он как специалист холодильных установок оказал большую помощь во время пуска установок в эксплуатацию. Все это положительно сказалось на сроках ввода установок в активный режим замораживания. Нами также пробурены все скважины для замораживания ствола шахты станции «Дворец Ильича». Следует отметить буровиков высокой квалификации И. М. Тестова и В. И. Молчанова, работающих в Управлении более 10 лет. Нашему участку оказывают большую практическую помощь заместитель председателя горисполкома А. П. Воловик и начальник дирекции строящегося метрополитена Б. А. Денисенко. Мы получили благоустроенное общежитие и жилье. Многие живут с семьями в новых квартирах.

Задача в том, говорит Н. А. Славков, чтобы закончить в проектные сроки активное замораживание ствола станции «Заводская», как можно быстрее смонтировать рассольную систему на стволе станции «Дворец Ильича» и при переходе к пассивному режиму на «Заводской» начать передислокацию холодильной установки.

Вместе с участниками штаба знакомлюсь одновременно с выполнением работ на объектах и деятельностью дирекции строящегося метрополитена. На тех участках, где мне довелось быть, чувствовался бескомпромиссный спрос с тех, кто отвечает за выполнение работ в намеченные сроки. Для ускорения хода подготовительных работ дирекция заключила договоры с некоторыми предприятиями на сооружение бытовых комплексов, душкомбинатов, проведение водопровода и обустройство шахтных площадок. Вся эта работа находится в центре внимания начальника дирекции, энергичного инженера Б. А. Денисенко, делающего все возможное, чтобы сократить подготовительный период. «Одна из трудностей, — говорит Денисенко, — в переносе инженерных сооружений и подземных коммуникаций; в сносе некоторых старых домиков и переселении. При выборе шахтных (базовых) площадок мы исходили из условий строительства без нарушения транспортного движения и удобств жителей, проживающих в районе ведения работ.

Основная проблема — обеспечение материалами и оборудованием. Как правило, на первый год этого периода по линии подрядной организации фонды на высоковольтный кабель, муфты, силовое оборудование, задвижки и др. не выделяются и вся работа строится па так называемом «давальческом» материале предприятий и организаций города.

Первый тюбинг для крепления первой форшахты.
Старое уступает новому.
На базовой площадке будущей станции «Заводская». Завершается монтаж первого копра, бункерной эстакады и всего горного комплекса.

Благодаря высокому чувству долга и ответственности хозяйственных руководителей и постоянной помощи со стороны областных и городских партийных и советских организаций трудности организационного периода успешно преодолеваются. Большую помощь оказывает нам республиканское министерство черной металлургии, а также его управления и объединения: Южный машиностроительный завод и завод по выпуску тяжелых прессов. Существенный вклад в энергоснабжение (кабельная продукция и электрооборудование) внесли заводы: имени Петровского, Днепровский машиностроительный и Днепро-комплектгазстрой. Заводы ДЗМК-2 (Днепропетровский завод металлоконструкций и Завод металлоконструкций имени Бабушкина) изготовили металлоконструкции для бункерных и тельферних эстакад. Заводы имени Ленина и К. Либкнехта выделили необходимые трубы. Большой вклад в строительство душкомбинатов, мастерских, современных зданий внес Днепротрансстрой.

Все это позволило нам выполнить план восьми месяцев и вести широким фронтом работы на пяти базовых площадках. Однако имеются еще задержки с освобождением территорий для подготовительных работ по строительству шахтных площадок».

По всей трассе перед нами возникают кварталы жилых домов, разместившихся вдоль зеленой аллеи. С каждой остановкой участников штаба на том или ином участке чувствовалась большая их заинтересованность, большие возможности и полномочия этого общественного контрольного органа.

Днепропетровские комсомольцы и молодежь сделали первые шаги в оказании помощи своей новой стройке. Они энергично поработали на рытье траншей для прокладки кабелей внешнего энергоснабжения шахтной площадки станции «Заводская».

Большой интерес у населения города вызвал конкурс на лучшие проектные предложения по архитектурно-художественному решению семи станций метрополитена, проведенный исполкомом городского Совета, Правлением днепропетровского отделения Союза архитекторов УССР и Правлением Союза художников УССР. Десятки тысяч днепропетровцев ознакомились с 42 проектами будущих станций, предложенными архитекторами Москвы. Киева, Днепропетровска и Минска. Семи проектам станций: «Ком-мунаровская», «Электровозостроителей», «Заводская», «Металлургов», «Дворец Ильича», «Парк Чкалова» и «Октябрьская площадь» присуждены первые премии.

Следует заметить, что возрождение конкурсов на лучшие предложения по архитектурно-художественному оформлению станций является безусловно ценной формой широкого привлечения архитекторов, художников и общественности к участию в создании метро. Эта форма оправдала себя еще на строительстве первой очереди Московского метрополитена. Уже на подготовительном этапе сооружение Днепропетровского метрополитена вносит немало новых черт в работу всех строительных и проектных организаций города. Это — прежде всего попытка охватить полностью комплекс предварительных мероприятий с тем, чтобы к основным горнопроходческим работам приступить технически вооруженным коллективом. Беседуя с проходчиками, убеждаешься в том, что они хорошо знают перспективу и воодушевлены желанием строить быстрее и лучше. Уже сделанное показывает, какими большими шагами они входят в жизнь Днепропетровска вместе с кратким символическим словом «Метрострой».

Передвижные замораживающие установки. На втором плане— здание душкомбината.
Монтаж горного комплекса станции «Дворец Ильича».
Штаб стройки вместе с подрядчиками проверяет строительство прирельсовой базы.
Монтаж бункеров эстакады

PDF-скан статті:

PDF-скан всього номера:

Інші статті розділу