Набирая темпы (журнал “Метрострой” №8 за 1982 г.)

Круглый стол» редакции «Метростроя» в Днепропетровске.

Строительство Днепропетровского метрополитена постепенно вступает в ответственный период проходки тоннелей в скальных грунтах.

Вопросам инженерной подготовки, необходимости использования современной техники на буровзрывных работах, улучшения организации труда, выполнения технологического графика и материально-технического снабжения был посвящен «круглый стол» редакции журнала «Метрострой».

СТРОИТЕЛЬСТВУ В СКАЛЬНЫХ ГРУНТАХ – СОВРЕМЕННУЮ ТЕХНИКУ

Н. Лобанов, начальник СМП-720:

— Наш коллектив создан на базе передислоцированного с Дальнего Востока строительно-монтажного управления, сооружавшего ранее железнодорожные тоннели. При освоении первых площадок будущих станций Днепропетровского метрополитена городской комитет партии принял решение о направлении на стройку комсомольцев. Уже сейчас по комсомольским путевкам здесь работают 160 человек. Проходят практику на Криворожских рудниках 60 строителей. Большую помощь оказали нам областная и городская партийные организации, областной и городской Советы народных депутатов, Дирекция строящегося метрополитена. Еженедельно проводятся контрольные заседания штаба по строительству метрополитена под руководством первого секретаря Горкома В. П. Ошко. В короткий срок промышленностью Днепропетровска изготовлено 6 горных комплексов. На заводах размещен заказ на выпуск проходческих комплексов АБТ-5,5 для сооружения перегонных тоннелей.

Пусковой участок первой очереди протяженностью 7,76 км включает 6 станций, из которых 5 глубокого заложения. Проходка стволов, подходных выработок и перегонных тоннелей осуществляется в скальных грунтах с коэффициентом крепости от XIV до XVI по шкале Протодьяконова. Во-доприток — до 80 м3. В настоящее время пройдены стволы в сложных гидрогеологических условиях на станциях «Заводская», «Дворец Ильича» и «Металлургов». Смонтированы горные комплексы и углубляются стволы на станциях «Элек-тровозостроителей» и «Октябрьская площадь». Начинаются работы по станциям «Коммунаровская» и «Вокзальная». Таким образом, все площадки первого пускового комплекса будут освоены в 1983 году. Следует, однако, сказать, что буровые машины БУР-1 и БУР-2 применительно к скальным грунтам высокой прочности недостаточно эффективны. Не хватает высоты для обуривания верха забоя. А породопогрузочные машины 1-ППН, с которыми мы сейчас работаем, часто выходят из строя. Необходимо обеспечение более производительной и надежной буровой и погрузочной техникой.

Заседает городской штаб по строительству Днепропетровского метро

В ПОИСКАХ РАЦИОНАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

В. Янсон, зам. начальника по производству:

— Проходка в скальных грунтах выдвигает одну за другой сложные технические задачи. Начать с горного комплекса. При опрокидывании вагонеток ударом гранитных камней часто повреждаются его пластинчатые питатели, деформируются бункеры. Уже сейчас их стенки имеют большой износ. Если с бункерами вопрос решается довольно просто — в дальнейшем можно сделать футеровку, — то пластинчатый питатель должен быть заменен вибропитателем.

Не оправдал себя и создает определенные трудности при буровзрывном способе проходческий полок. При проходке ствола на станции «Металлургов» пришлось от него отказаться. Монтаж обделки ведется через систему оттяжных блоков, отгрузка породы — КС-3, подвешенным по центру ствола. Так удалось ликвидировать простои из-за поломок механизмов.

Особую сложность представляет участок контакта плывунов и скального, сильно трещиноватого водонасыщенного грунта. Проект предусматривал заглубление замораживающих скважин. На практике оказалось, что при выполнении замораживания вода в верхнем слое скалы не перехватывается. Водо-приток в зоне контактов достигает 85—90 м3/час (ствол № 6). Один из возможных путей в этих условиях — тампонаж верхнего слоя скалы цементным или глиноцементным раствором.

Проходка стволов в скальных грунтах велась буровзрывным способом, заходка-ми в 1 м. По паспорту БВР количество шпуров на забой 73 шт., расход ВВ — 53 кг. В качестве ВВ применяются аммонит скальный № 1 для вруба и аммоний (1 ЖВ для остальной части забоя. Он обуривается 5—6 перфораторами ПР-27 В. Уборка породы ведется пневмопогрузчиком. При сооружении первых двух стволов скорость проходки составила лишь 12—13 м в месяц. Внедрение ряда мероприятий (увеличение глубины заходки до 2 м, а также количества бурильных молотков, центральная подвеска КС-3) позволило повысить ее на станции «Металлургов» до 20 м в месяц. Это говорит о том, что наша молодая организация набирает опыт и способна решить стоящие перед ней задачи.

ПОЛУЧАЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ЗАКАЛКУ

В. Ковалев, зам. главного инженера:

— На станции «Дворец Ильича» с разрешения авторского надзора и геологов мы сделали рассечки подходных в 2 яруса одновременно в обе стороны (по проекту в одну). Кресты дополнительно закрепили железобетонными анкерами с навешиванием сетки. Затем прошли насосную камеру и подходную выработку.

По проекту первые кольца должны были монтировать с помощью лебедок, а последующие тюбингоуклад-чиком — УТК-3, который демонтировали после проходки подходной. Мы же приняли решение: начать работы сразу с помощью АБТ-5,5; собрали одну из платформ, смонтировали блокоукладчик в стволе и начали сооружение обделки. По мере ее возведения собрали полностью АБТ-5,5, сократив тем самым почти на месяц доводку комплекса на перегонном тоннеле. Таким образом, мы уже без монтажной камеры сразу выйдем на перегон. И в этом немалая заслуга комплексной бригады проходчиков Н. Никулина, которая теперь в короткий срок должна произвести переустройство ствола на клети.

Следует отметить, что в комплексе к АБТ-5,5 идет БУР-2. Однако высота обуривания забоя по паспорту 3,9 м, а нам нужно — 4,8-т-4,9 м. Поэтому верх обуривали веером. Контурного взрывания не получалось.

Необходимо также продумать вопрос заполнения вывалов за обделкой, так как объем нагнетания довольно большой.

За короткое время наш молодой коллектив сумел сплотиться, получил производственную закалку. И я думаю, что в соревновании с другими городами по строительству метро он постарается занять одно из ведущих мест.

ВЫДАВАТЬ ПОРОДУ НЕ В ВАГОНЕТКАХ, А В СКИПАХ

Л. Статкевич, горный мастер:

— Расскажу о проходке ствола на участке станции «Металлургов», начатой летом 1982 года.

В наносных слоях применили замораживание. После снятия заморозки на контакте со скальными породами столкнулись с большим водо-притоком. Попытки остановить процесс нагнетанием не увенчались успехом: вода, идущая из-за тюбингового пространства, вымывала цемент. Тогда приняли следующее решение: настроили шланги для первичного нагнетания, затопили ствол до уровня грунтовых вод, чем выровняли гидростатическое давление, и прекратили течение в забое. Только после этого начали нагнетание за обделку ствола. Дав цементному раствору схватиться, откачали воду — притока ее практически не было.

Многое заимствовали из практики проходки стволов в горнорудной промышленности. В частности, бурение шпуров с использованием обсадных трубок позволило сэкономить время на зачистку забоя около 6 часов.

Применение механических погрузчиков в стволе сдерживают существующие правила техники безопасности. Если в горнорудной промышленности отставание полка от забоя допускается до нескольких десятков метров, то метростроевские правила разрешают только 8 м.

Следует заметить, что технология выдачи породы на дневную поверхность в вагонетках посредством клетей устарела. Рациональнее было бы разгружать вагонетки непосредственно под землей, а породу выдавать на поверхность в скипах.

Комплексная бригада проходчиков Н. Никулина (третий справа) сооружает станцию «Дворец Ильича»

ПРОБЛЕМЫ БЕТОНА И СЖАТОГО ВОЗДУХА

М. Колмаков, начальник участка:

— Остановлюсь на бетонировании выработок. У нас на вооружении пневматический бетоноукладчик ПБУ-5 и растворобетонный узел. Но при бетонировании все другие работы приходится останавливать, так как для ПБУ-5 необходимо 5—7 атм. Надо ускорить строительство компрессорной станции.

С помощью специалистов освоили агрегат АБТ-5,5; скорость проходки можем довести до 60 пог. м в месяц.

Во время сооружения ствола на станции «Октябрьская площадь» вышли на мощный плывун. Решили применить здесь впервые электрохимический способ закрепления грунтов вместо замораживания, разработанный . совместно с Днепропетровским горным институтом. Ускорение проходки — в 4 раза.

Коллектив нашего участка трудится успешно и ритмично.

НАЛАДИТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ

А. Ляхов, бригадир проходчиков:

— Основная проблема для нас — материально-техническое снабжение, от которого непосредственно зависят и производительность, и качество работ. Трудности начального периода, к сожалению, в какой-то мере сохранились и по сей день. К примеру, бетон, который мы получаем, низкого качества. Надо бы прикрепить нас к заводу-поставщику: ведь когда полностью развернется строительство тоннелей, бетона потребуется значительно больше. Если вопрос не будет решен, это неизбежно затормозит нашу работу. Мы стремимся ускорить проходку ствола на станции «Электровозостроителей». Замораживание его уже закончено.

Наша бригада из 7 проходчиков и 5 инженерно-технических работников прибыла из Харьковметростроя в марте 1981 г. К приезду основных сил СМП-720 мы уже выполнили задел и сдали фронт работ под освоение станций «Заводская», «Дворец Ильича» и «Металлургов», так что теперь можем считать себя зачинателями стройки. Сейчас в бригаду влились дальневосточники, днепропетровчане.

Систематически повышая свое мастерство, осваивая смежные профессии, добиваемся высоких результатов. Лучшие производственники — монтажник В. Решетов, электросварщик Ф. Руновский и другие.

ПРОЕКТИРОВЩИКИ НЕ ЗАДЕРЖАТ СТРОИТЕЛЕЙ

В. Штучкин, начальник отдела комплексного проектирования:

— В конце прошлого года Харьковметропроектом выдана рабочая документация на проходку первых четырех шахтных стволов Днепропетровского метрополитена по станциям «Заводская», «Металлургов», «Дворец Ильича» и «Вокзальная». В ближайшее время предстоит выдать ее на сооружение двух перегонов первого пускового участка: «Электровозостроителей» — «Коммунаровская» и «Дворец Ильича» — «Вокзальная» , некоторых вент-стволов этого участка, электродепо, инженерного корпуса.

В 1983 г. будет проделана большая работа по созданию конструкций односводчатых станций из сборных железобетонных блоков и соответствующего оборудования для монтажа этой обделки. Уже в начале года необходимо принять окончательное решение по очертаниям свода и его геометрическим размерам, так как выход на трассу от станций «Заводская» и «Дворец Ильича» ожидается в январе и срочно потребуется рабочая документация на проходку боковых выработок. Проектировщики своевременно обеспечат строителям фронт работ.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МАРКШЕЙДЕРА

Л. Ракович, главный маркшейдер:

— Применение буровзрывного способа строительства определило ряд особенностей в работе маркшейдерского отдела.

Отставание постоянной обделки от забоя на 40—50 м требует ведения полигонометрии дважды — перед проходческим комплексом (для разбивок непосредственно в забое) и за ним. Поэтому необходимо «автоматизировать» маркшейдерские операции: измерение линий полигонометрии не рулетками, а различными дальномерами (для подземных условий), обеспечивающими требуемую точность и ускоряющими рабочий процесс. При измерении углов полигонометрии— автоматизировать запись отсчетов — на одной станции до 300 цифр.

Важно шире использовать гироскопическое ориентирование, обеспечив гиротеодолитами каждое строительное подразделение, а также применять лазерные приборы в шахтных условиях, увеличив их надежность.

Представляется целесообразным ввести в вузах с преподаванием маркшейдерского дела специализацию по строительству метрополитенов.

Полезны контакты со смежными отраслями, горнорудной, угольной. Мы заключили договор о содружестве с Днепропетровским горным институтом, кафедрой «Маркшейдерское дело».

Необходимо иметь научную базу при нашем Главке, которая бы занималась назревшими разработками. В журнале «Метрострой» — больше освещать работу маркшейдеров не только нашей страны, но и за рубежом.

Для строительства Днепропетровского метрополитена Метрогипротрансом подготовлены высотная и плановая основы. Наш маркшейдерский коллектив создал подходную полигонометрию на площадках станций «Элек-тровозостроителей», «Заводская», «Металлургов», «Дворец Ильича».

Беседу за «круглым столом» вел Е. РЕЗНИЧЕНКО

PDF-скан статті:

Інші статті розділу