Фоторепортаж из забоя 11, 12 стволов и вестибюля ст. "Центральная". Октябрь 2017 года
25 листопада 2017, 19:10

Строительство метро — больная для города тема, без сомнений…

Эти стройплощадки, которые находятся на Проспекте около театра Горького и в центре образовались еще на рубеже 80-90-х годов. Тогда еще была надежда построить участок до исторического музея к концу 90-х.

В течение этих 27 лет тоннели от вокзала до исторического музея были пройдены всего лишь на 12%. Чтобы вы понимали, как это выглядит, я покажу визуализацию пройденных на данный момент тоннелей:

okt17/00088w95.jpg

Конечно, основной причиной такой скорости строительства является отсутствие финансирования, но не стоит забывать, на сколько сложно строить метро в Днепре. Первый пусковой участок практически полностью был построен глубоким залеганием. Геология у нас такова, что лучше было зарыться глубже в гранит, чем ковыряться в плывунах на водоносном горизонте — строить в таких условиях очень дорого и очень сложно. Для проходки тоннелей в таких гранитах требуются специальные проходческие щиты и, возможно, в нашем случае целесообразнее строить метро буро-взрывным способом, который многие считают «дедовским», хотя этот метод до сих пор широко используется в мире и сегодня. Так строили первый пусковой участок нашего метро, так же будут строить и второй.

Семь раз, если не ошибаюсь, начиная с 2007 года, я спускался в забои разных участков. Чаще всего эти спуски были приурочены к активизации строительства. К примеру, я освещал большое событие — сбойку строящегося и действующего метрополитена в 2008 году. Так же, в 2013 году, сделал репортаж с забоя 14 ствола (возле «Пассажа»), когда была серьезная активизация строительства.

За последнее время я наблюдаю такие движения на строительстве, каких не видел вообще за все время, сколько интересуюсь этой темой. Нужно было обязательно спуститься в один из стволов и посмотреть на «наследство», которое оставил новому подрядчику старый. В октябре этого года я спустился в забой 11 ствола, который находится во дворе дома №109 по пр. Яворницкого (это в районе парка Глобы). Кстати, возможно не все знают, что кроме вертикальных шахтных стволов и других стройплощадок метро, которые находятся на Проспекте, есть еще несколько стволов, находящихся во дворах домов (это видно на схеме выше)… Так же в этот день у меня был спуск в забой 12-ствола (возле театра Горького) и посещение стройплощадки, где строится вестибюль станции «Центральная» (напротив ЦУМа, где козловой кран).

11 шахтный ствол

Чтобы вам было просто ориентироваться в тоннелях, я сделал удобную навигацию с обозначением направления съемки соответственно пронумерованных в материале фотографий:

(кликабельно, откроется в новом окне)


Свой репортаж начну с видео, это так же поможет ориентироваться в тоннелях:

1. От самого основания шахтного ствола к основным тоннелям идет технический тоннель, который называется «подходная штольня». Она меньшего диаметра в сравнении с основными тоннелями:

okt17/IMG_9949.jpg

2. Длина штольни порядка 60 метров:

okt17/IMG_9946.jpg

После окончания строительства в штольне будут установлены вентиляторы и она будет использоваться как вентиляционный тоннель, а вместо шахтного ствола будет вентиляционный киоск.

3. Место соединения подходной штольни с тоннелем 2-го пути (прим.: 1-й путь направление поездов в сторону от метродепо, 2-й путь — направление поездов в сторону метродепо):

okt17/IMG_9947.jpg

От подходной штольни идем по 2-му пути в сторону центра…

4. Эта часть тоннеля, длинной около 70 метров, была построена примерно в 2010 году и именно эту часть продолжили строить уже новые подрядчики, дав в июне этого года символичный старт строительства:

okt17/IMG_9933.jpg

5.

okt17/IMG_9926.jpg

6.

okt17/IMG_9903.jpg

7. Забой. В этом году тут уже провели несколько взрывов, дальше специальный тюбингоукладчик установит новые тюбинговые кольца. Посмотрите, в каких условиях идет проходка — это полноценная скала:

okt17/IMG_9925.jpg

8.

okt17/IMG_9913.jpg

9. Тюбингоукладчик (простите уж за вертикальный кадр — это часть панорамы, которая почему-то не сшилась):

okt17/IMG_9919.jpg

(более удачная фотография тюбингоукладчика от Олега Тоцкого)

10.

okt17/IMG_9901.jpg

11. Готовая часть тоннеля. От подходной штольни до тупика, который виден на фото — 148 метров. Эта часть тоннеля не освещается, поэтому пришлось прибегнуть к определенному способу съемки в таких условиях — рисовать прожектором по своду тоннеля при большой выдержке:

okt17/IMG_9940.jpg

В этом месте в 2008 году прошла сбойка строящегося тоннеля с действующим метро. 12. Вид на эту же часть второго пути в другую сторону. Тоннель практически готов, осталось уложить путевой бетон:

okt17/IMG_9941.jpg

Хоть этот тоннель можно считать готовым, перед открытием он все равно будет подвержен некоторым реконструкциям.

Несколько фотографий территории стройплощадки 11 ствола:

13. Новые блоки для обделки тоннеля. Новый подрядчик будет пока будет строить тоннели именно с этими железобетонными тюбингами, изготовленными на КВПМ (Комбинатом производственных предприятий Метростроя, кажется так), в дальнейшем, какие тюбинги использовать, будет зависеть от проекта. До этого, тоннель был обделан в большинстве чугунными тюбингами нашего Днепротяжмаша. У новых блоков видна прослойка из специального материала, которая после монтажа расширяется, делая тоннель полностью герметичным:

okt17/IMG_9888.jpg

14. Портал шахтного ствола находится внутри противошумовой галереи:

okt17/IMG_9894.jpg

15. Ствол — это по сути тот же тоннель, только вертикальный, собран из чугунных тюбингов (их видно на фрагменте видео спуска в забой в начале поста):

okt17/IMG_9891.jpg

 

12 шахтный ствол


Напомню, находится он около театра Горького. Здесь практически ничего не построено — только фрагмент руддвора (подземная выработка размещенная непосредственно около ствола шахты) увеличенного диаметра, который прошли еще в середине 2000-х. Тут даже нет клетьевого подъемника, хотя направляющие для него уже давно смонтированы. Вместо нормального подъемника — бадья:

16.

okt17/IMG_9959.jpg

…которая, в принципе, функционирует, но не в тот день, когда спускались туда мы — пришлось карапкаться по лестнице. Кстати, буквально неделю назад новые клети для 12 ствола привезли на стройплощадку, скоро начнется монтаж нормального подъемника.

17. Основание ствола. Тут полная темнота и тишина, слышно лишь тихое эхо, раздающееся от воды, которая капает со сталактитов. Фонари на касках частично освещали тоннели и это была особая атмосфера — в такой обстановке не хотелось даже разговаривать:

okt17/IMG_9964.jpg

18. Только посмотрите, какой красивый свод гранита:

okt17/IMG_9962.jpg

19.

okt17/IMG_9967-1.jpg

20.

okt17/IMG_9973.jpg

21.

okt17/IMG_9975.jpg

 

Станция метро "Центральная"

Самого зала станции на глубине, конечно же еще нет. Сейчас активно идет подготовка к строительству наклонного эскалаторного хода и части вестибюля в его зоне. Позже метростроители заберут еще кусок площади под остальную часть вестибюля, а так же тротуары для строительства выходов со станции

22.

okt17/IMG_0017.jpg

Строительство наклонного хода ведется особым способом: по периметру будущего тоннеля под углом 30 градусов устанавливаются кондуктора (направляющие для бурения скважин), бурятся скважины. В скважины будут вставлены трубы, к которым будет подключена холодильная установка — она искусственно проморозит грунт. После заморозки начнется выработка наклонного тоннеля. Таким образом работают в сложных гидрогеологических условиях, где присутствуют водонасыщенные породы

23.

okt17/IMG_0004.jpg

24.

okt17/IMG_0005.jpg

25.

okt17/IMG_0007.jpg

26. Буровая установка, бурит скважины:

okt17/IMG_0006.jpg

Бурение скважин, можно сказать, вышло на финишную прямую, на площадку уже даже завезли морозильное оборудование.

27. Трубы для заморозки:

okt17/IMG_0008.jpg

Если вам интересно, как движется строительство нашего метро, подписывайтесь на страницу метрополитена в Facebook — там я публикую все что знаю как из официальных источников, так и из неофициальных. Так же читайте и общайтесь на нашем форуме на сайте метрополитена.

Благодарность Олегу Тоцкому а так же ПАО «Киевметрострой» за организацию съемки.

Артём Костюк, metro.dp.ua